СНиП II-93-74 Предприятия по обслуживанию автомобилей, СНиП от 23 июля 1974 года №II-93-74
СНиП II-93-74
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Глава 93
Дата введения 1975-04-01
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании новых и реконструируемых предприятий по обслуживанию автомобилей: гаражей, баз централизованного технического обслуживания автомобилей, станций технического обслуживания автомобилей и автозаправочных станций.Примечание. При проектировании предприятий по обслуживанию автомобилей должны соблюдаться также и другие нормативные документы, утвержденные или согласованные Госстроем СССР.
1.3. Автомобили в зависимости от их размеров подразделяются на категории в соответствии с табл.1.
1.4. Расстановка автомобилей ори хранении в помещениях или на площадках (открытых или с навесами) должна предусматриваться в соответствии с приложением 1.
2.1. Предприятия по обслуживанию автомобилей, где предусматривается хранение автомобилей на площадках (открытых или с навесами), должны иметь ограждение высотой 1,6 м.
2.3. Ворота для въезда на предприятие или выезда из него должны располагаться с отступом от красной линии, равным не менее длины основной модели обслуживаемых автомобилей.При расстоянии между воротами менее 30 м въезд на предприятие должен предшествовать выезду, считая по направлению движения на проезжей части дороги со стороны предприятия.При размещении предприятий на участке, ограниченном двумя дорогами общего пользования, ворота должны располагаться со стороны дороги с наименьшей интенсивностью движения.
Таблица 2
Таблица 3
2.7. Движение автомобилей на территории автозаправочной станции должно предусматриваться в одном направлении.Примечания: 1. На автозаправочных станциях с количеством заправляемых в сутки автомобилей не более 750 допускается движение автомобилей в противоположных направлениях.
2.8. Площадки для хранения автомобилей (открытые или с навесами) должны проектироваться с твердым покрытием и уклонами: в направлении продольных осей хранимых автомобилей не более 1%, в перпендикулярном направлении — не более 4%.
2.10. На автозаправочных станциях при количестве заправляемых в сутки автомобилей более 250 у резервуаров для нефтепродуктов должны предусматриваться специальные площадки для стоянки автоцистерн при сливе из них нефтепродуктов.
2.12. Затравочные островки для размещения раздаточных колонок нефтепродуктов и площадки у горловины резервуаров должны возвышаться над проезжей частью прилегающих проездов на 0,15 м.
Примечание. Конструкции раздаточных колонок и устройств для слива нефтепродуктов из автоцистерн в резервуары должны быть такими, чтобы исключался розлив нефтепродуктов на территорию автозаправочной станции.
3.1. Здания предприятий по обслуживанию автомобилей должны проектироваться в соответствии с главой СНиП проектирования производственных зданий промышленных предприятий с учетом норм настоящей главы СНиП.
3.3. Предприятия по обслуживанию автомобилей допускается размещать в производственных зданиях других предприятий (которые они обслуживают) с производствами категорий по пожарной опасности В, Г и Д при условии выделения помещений предприятий по обслуживанию автомобилей от остальной части производственного здания стенами и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.
Таблица 4
а) под жилыми и общественными зданиями, за исключением зданий учреждений здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения, общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений, детских домов, учреждений культуры, учреждений и предприятий искусства, предприятий торговли и общественного питания;
3.6. При проектировании подземных гаражей должны соблюдаться следующие нормы:
б) подземные гаражи должны быть разделены несгораемыми стенами (с пределом огнестойкости не менее 1 ч) на секции для хранения в каждой из них не более 100 автомобилей; каждая секция должна иметь отдельный эвакуационный выход для людей (кроме калиток, предусматриваемых в воротах для автомобилей);
г) въезды в подземные гаражи и выезды из них должны быть удалены от жилых и общественных зданий на расстояния, установленные главой СНиП проектирования планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов;
е) в первых этажах зданий, под которыми размещаются гаражи, не допускается размещать залы для массового пребывания людей.
3.8. В многоэтажных зданиях гаражей для въезда и выезда автомобилей должны предусматриваться рампы или наклонные междуэтажные перекрытия. В зданиях гаражей высотой более 5 этажей для перемещения автомобилей допускается предусматривать лифты.
а) при количестве автомобилей (на всех этажах, кроме первого) до 100 включительно — не менее одной однопутной рампы;
в) при количестве автомобилей более 200 — не менее двух раздельных однопутных рами.Количество лифтов для автомобилей должно приниматься из расчета: один стационарный лифт для 100 автомобилей, передвижной лифт — для 200 автомобилей.
Таблица 5
3.11. При проектировании рамп должны соблюдаться следующие нормы:
б) продольный уклон прямолинейных рамп (считая по оси полосы движения) должен быть не более 18%, криволинейных рамп — не более 13%; продольный уклон открытых (не защищенных от атмосферных осадков) рамп должен .приниматься не более 10%;
г) сопряжение рамп с горизонтальными площадками должно быть плавным, а расстояние от низа автомобиля до рамп или площадок должно быть не менее 0,1 м;
е) на рампах с пешеходным движением вместо одного из колесоотбойных барьеров должен предусматриваться тротуар шириной 0,75 м; тротуар на криволинейных рампах должен располагаться с внутренней стороны рампы;
3.12. Наклонные междуэтажные перекрытия должны иметь уклон не более 5%.
3.14. Количество ворот в здании для выезда (въезда) автомобилей из помещений, расположенных на первом этаже или в цокольном и подвальном этажах, должно приниматься при количестве в помещениях автомобилей: до 25 — одни ворота, от 25 до 100 — двое ворот, а более 100 — дополнительно одни ворота на каждые 100 автомобилей.В многоэтажных зданиях для выезда (въезда) автомобилей со второго и вышележащих этажей должны предусматриваться дополнительно (к количеству ворот для выезда из помещений первого этажа) одни ворота на каждую полосу движения по рампам или на каждые два стационарных лифта.Примечания: 1. Выезд (въезд) автомобилей из цокольных или подвальных этажей зданий через первый этаж не допускается.
3. Количество наружных ворот для выезда автомобилей из отдельных помещений (кроме помещения с одними воротами) допускается уменьшать на одни ворота при условии, что возможен выезд наружу также и через смежные помещения.
Таблица 6
Помещения для хранения автомобилей
Таблица 7
3.19. Хранение автомобилей для перевозки фекальных жидкостей, ядовитых или инфицированных веществ, а также автомобилей, работающих на газовом топливе, должно предусматриваться раздельным друг от друга и от других автомобилей.
3.21. При хранении в помещениях автоцистерн, перевозящих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, эти помещения должны размещаться в одноэтажных зданиях не ниже II степени огнестойкости и быть изолированными от других помещений стенами с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.
а) до соседних автомобилей или до конструкций здания у места хранения маневрируемого автомобиля — 0,2 м при автомобилях I категории; 0,3 м — при автомобилях II категории и 0,4 м — при автомобилях III и IV категории;
2. При проектировании проездов на площадках (открытых или с навесами) указанные габариты приближения допускается увеличивать для автомобилей на 0,1 ми для автопоездов на 0,2 м.
2. В помещениях для хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, полы допускается проектировать без уклонов и трапов, если в этих помещениях не предусматривается производственный водопровод.
3.25. Помещения для хранения автомобилей допускается проектировать без естественного освещения или с недостаточным по биологическому действию естественным освещением.Для удаления дыма при пожаре в наружных стенах таких помещений должны предусматриваться окна площадью не менее 0,2% площади пола помещений; в верхних этажах многоэтажных зданий вместо окон допускается предусматривать вытяжные шахты.
3.26. На предприятиях по обслуживанию автомобилей должны предусматриваться отдельные производственные помещения для размещения следующих отделений (участков):
б) постов технического обслуживания и ремонта автомобилей;
г) кузнечно-рессорного, сварочно-жестяницкого и медницкого;
е) окрасочного;
2. Проемы для проезда автомобилей из помещений постов мойки и уборки автомобилей в смежные помещения допускается заполнять водонепроницаемыми шторами.
4. В гаражах для обслуживания до 200 автомобилей I, II и III категории или до 50 автомобилей IV категории и на станциях технического обслуживания допускается размещать в одном помещении отделения (участки), указанные в подпунктах «б» и «в» п.3.26.
6. В помещениях для размещения сварочно-жестяницких или столярных отделений (участков) допускается размещать посты для выполнения соответственно сварочно-жестяницких или столярных работ непосредственно на автомобиле.
а) шин;
в) лакокрасочных материалов;
д) сгораемых материалов (текстильные, бумажные, картонные, резиновые и т.п.), а также агрегатов и деталей в сгораемой таре.Примечания: 1. Для хранения шин и сгораемых материалов допускается предусматривать одно помещение, если площадь его не превышает 50 м.
3.28. В зданиях предприятий по обслуживанию автомобилей помещения для технического обслуживания и ремонта автомобилей должны быть отделены от помещений для хранения автомобилей несгораемыми стенами (перегородками) и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч; ворота и двери в этих стенах (перегородках) должны быть с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч.
Таблица 8
а) до автомобилей, конструкций здания или стационарного оборудования, расположенных со стороны проезда, на которой размещается пост — 0,3 м при автомобилях I и II категорий, 0,5 м при автомобилях III категории и 0,8 м при автомобилях IV категории;
3.31. Высота помещений для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей должна определяться расчетом исходя из условий, что наименьшее расстояние от верха автомобиля, находящегося на подъемнике или от верха поднятого кузова автомобиля-самосвала, стоящего на полу, до низа конструкций покрытия или перекрытия или до низа выступающих частей грузоподъемного оборудования должно быть не менее 0,2 м.Высота этих помещений независимо от расчета должна быть не менее 2,8 м.
3.33. Для размещения окрасочных отделений (участков) должны проектироваться два помещения: одно — для окрасочных работ, другое — для подготовки красок. Проемы в стенах помещений для окрасочных работ, выполняемых в камерах, допускается заполнять воротами с пределом огнестойкости 0,6 ч без устройства тамбур-шлюзов в местах этих проемов.Примечание. На станциях технического обслуживания автомобилей I категории с числом постов менее 10 для размещения окрасочных отделений (участков) допускается предусматривать одно помещение.
3.35. Помещения для хранения шин площадью более 25 м должны располагаться у наружных стен.
3.37. В помещении для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей допускается иметь не более 5 м смазочных материалов при условии хранения их в наземных резервуарах емкостью не более 1 м каждый, а также размещать насосные агрегаты для удаления масел из этих резервуаров.Примечание. Подземные аварийные резервуары для слива масла из указанных резервуаров допускается не предусматривать.
3.39. В помещениях для размещения постов мойки автомобилей, диагностического, окрасочного и электротехнического отделений (участков), а также компрессорной и склада смазочных материалов стены должны быть облицованы или окрашены на высоту 1,8 м материалами, стойкими к воздействию влаги и масел, а в помещениях аккумуляторного отделения — стойкими к воздействию кислот.Стены канав, приямков, траншей или тоннелей, как правило, должны быть облицованы керамической плиткой белого цвета.
3.40. Вспомогательные помещения предприятий по обслуживанию автомобилей должны предусматриваться в соответствии с главой СНиП проектирования вспомогательных зданий и помещений промышленных предприятий с учетом норм настоящей главы СНиП.
3.42. При проектировании гардеробных с обслуживанием для хранения одежды водителей легковых автомобилей, а также водителей и кондукторов автобусов количество мест на вешалках для хранения уличной и рабочей одежды должно приниматься равным количеству работающих водителей и кондукторов в наиболее многочисленной смене с коэффициентом 1,2.
3.44. На автозаправочных станциях с количеством заправляемых в сутки автомобилей до 250 допускается душевые не предусматривать, а шкафы для хранения одежды размещать в производственном помещении станции.
3.46. Кабинеты по безопасности движения должны приниматься площадью 25 м при списочном количестве водителей от 100 до 1000 и 50 м — при количестве от 1001 до 3000 водителей.При количестве водителей на предприятии менее 100 кабинеты по безопасности движения размещаются в помещениях кабинетов по технике безопасности.
а) для выдачи и приема путевых документов, исходя из расчетного количества водителей и кондукторов, находящихся одновременно в помещении, и нормы площади 1 м на одного человека, но не менее 18 м;
в) для клиентов на станциях технического обслуживания и автозапровочных станциях, исходя из расчетного количества клиентов, находящихся одновременно в помещении, и нормы площади 2 м на одного человека.Примечание. Расчетное количество водителей, кондукторов и клиентов устанавливается нормами технологического проектирования или технологической частью проекта.
4.1. Нормы расхода воды на производственные нужды предприятий по обслуживанию автомобилей и коэффициенты неравномерности водопотребления должны приниматься в соответствии с нормами технологического проектирования или технологической частью проекта.Норма расхода воды на хозяйственно-питьевые нужды водителей и кондукторов должна приниматься равной 15 л на одного человека в смену, коэффициент часовой неравномерности водопотребления — равным 2. Качество воды для хозяйственно-питьевых нужд должно отвечать требованиям ГОСТа на питьевую воду.Примечание. На автозаправочных станциях допускается использовать хозяйственно-литьевой водопровод для заправки автомобилей водой.
4.3. Для мойки грузовых автомобилей, а также мойки низа легковых автомобилей, автобусов и автофургонов должна проектироваться система оборотного водоснабжения.Для мойки кузовов легковых автомобилей, автобусов и автофургонов допускается проектировать систему оборотного водоснабжения при условии, что предусматривается последующая обмывка кузовов водой из водопровода.Примечания: 1. Концентрация загрязнений в воде, подаваемой для мойки автомобилей системами оборотного водоснабжения (после ее очистки), не должна превышать:взвешенных веществ — 70 мг/л для грузовых автомобилей и 40 мг/л для автобусов и легковых автомобилей;нефтепродуктов — 20 мг/л для грузовых автомобилей и 15 мг/л для автобусов и легковых автомобилей;тетраэтилсвинца — 0,001 мг/л.
3. Для мойки автомобилей, предназначенных для перевозки фекальных жидкостей, ядовитых или инфицированных веществ, не допускается предусматривать оборотную систему водоснабжения.
4.4. Расчетный расход воды на наружное пожаротушение должен приниматься: для автозаправочных станций — 10 л/с, площадок для хранения до 250 автомобилей — 10 л/с и площадок для хранения более 250 автомобилей — 15 л/с.Примечание. Тушение пожара на автозаправочных станциях допускается предусматривать из противопожарных резервуаров. На автозаправочных станциях, расположенных на расстоянии не более 250 м от сетей противопожарного водопровода, противопожарные резервуары не должны предусматриваться; в этом случае автозаправочная станция должна обеспечиваться, кроме средств первичного пожаротушения, двумя углекислотными огнетушителями.
4.6. Концентрация загрязнений в производственных сточных водах предприятий по обслуживанию автомобилей должна приниматься по табл.9.
4.7. Для очистки дождевых вод, поступающих с площадок для хранения автомобилей и с проездов на территории предприятий по обслуживанию автомобилей (за исключением автозаправочных станций), должны предусматриваться на обводном трубопроводе дождевой канализации очистные сооружения, рассчитанные иа пропуск указанных вод в течение 16 мин после начала дождя.Средняя концентрация загрязнений в дождевых водах должна приниматься: взвешенных веществ — 300 мг/л, БПК — 40 мг/л, нефтепродуктов — по нормам, приведенным в табл.9, с коэффициентом 0,1.
4.9. Дождевые воды и сточные воды от мытья территории автозаправочной станции должны сбрасываться в ливневую или производственную канализацию без устройства местных очистных установок или в водоемы после очистки сточных вод на местных очистных установках; указанные сточные воды автозаправочных станций с количеством заправляемых в сутки автомобилей менее 250 допускается собирать в резервуар сточных вод с последующим вывозом их.
5. ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ
Таблица 10
5.3. Продолжительность обогрева въезжающих в помещения автомобилей должна приниматься: 1 ч — для автомобилей I категории, 2 ч — для автомобилей II и III категории, 3 ч — для автомобилей IV категории.Примечания: 1. Расход тепла на обогрев автомобилей II и III категории в течение первого часа должен приниматься равным 70% общего расхода тепла на обогрев этих автомобилей.
5.4. В помещениях для хранения автомобилей и в помещениях для технического обслуживания и ремонта автомобилей должна предусматриваться общеобменная приточно-вытяжная вентиляция (с учетом режима работы предприятия) для разбавления и удаления вредных газовыделений.Примечания: 1. Количество выделяющихся вредных веществ в помещениях устанавливается нормами технологического проектирования или технологической частью проекта. Количество вредных газов, выделяющихся в помещениях при работе автомобилей с двигателями на жидком топливе, должно определяться в соответствии с приложением 2.
5.5. Приемные устройства для наружного воздуха приточных вентиляционных систем помещений для хранения автомобилей должны размещаться на расстоянии не менее 12 м от ворот для автомобилей (с учетом направления господствующих ветров); загрязнение приточного воздуха вредными веществами не должно превышать установленного санитарными нормами.
5.7. В подземных гаражах, размещаемых на незастроенной территории (под проездами, дорогами, скверами и другими площадками), вентиляционные вытяжные шахты должны проектироваться высотой не менее 3 м над уровнем земли и размещаться на расстоянии не менее 15 м от жилых и общественных зданий, детских игровых площадок, спортивных площадок и мест отдыха населения.
5.9. Удаление воздуха из помещений для хранения автомобилей и от рамп должно предусматриваться из верхней и нижней зон помещений поровну.Примечание. Воздуховоды (каналы) для удаления воздуха из нижней зоны должны располагаться в колесоотбойных устройствах. В многоэтажных гаражах колесоотбойные устройства должны использоваться также для размещения вытяжных воздуховодов из верхней зоны нижерасположенного этажа.
5.11. Подача приточного воздуха в помещения для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей должна предусматриваться рассредоточенной непосредственно в рабочую зону, а также в канавы, приямки и тоннели.Примечание. Температура подаваемого воздуха в канавы, приямки и тоннели в холодный период года должна быть не ниже 16 °С и не выше 25 °С. Количество подаваемого воздуха должно приниматься на 1 м объема: канавы — 125 м/ч, приямка — 100 м/ч и тоннеля — 5 м/ч.
5.13. В помещениях для технического обслуживания и ремонта автомобилей с работающим двигателем должны проектироваться местные отсосы с механическим побуждением для удаления отработавших газов в атмосферу.Примечание. При размещении в помещении не более двух постов для технического обслуживания и ремонта автомобилей допускается проектировать местные отсосы с естественным побуждением.
5.15. Воздушные или воздушно-тепловые завесы должны проектироваться у дружных ворот:
б) в помещениях для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей с количеством постов более 5.Примечание. В помещениях для хранения не более 50 легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, воздушные или воздушно-тепловые завесы допускается не предусматривать.
5.17. Системы вытяжной вентиляции помещений для размещения окрасочного и аккумуляторного отделений (участков) и помещения для регенерации масла не допускается объединять между собой и с системами вытяжной вентиляции других помещений.Примечание. Системы вентиляции помещений для размещения окрасочных отделений (участков, окрасочных камер) должны проектироваться с учетом правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности и промышленной санитарии окрасочных производств (цехов), утвержденных в установленном порядке.
6. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
6.2. Категории основных электроприемников (по надежности электроснабжения) должны приниматься: электроприемников лифтов в многоэтажных гаражах, в которых перемещение автомобилей производится только лифтами, гаражей вместимостью более 100 автобусов или 300 легковых автомобилей-такси, или 500 грузовых автомобилей II и III категории, или 50 грузовых автомобилей IV категории, гаражей для автомобилей, которые должны быть всегда готовыми к выезду (пожарные, медицинской помощи, аварийных служб и т.п.), а также баз централизованного технического обслуживания и станций технического обслуживания автомобилей с количеством постов более 50 — 2-й категории, остальных предприятий по обслуживанию автомобилей — 3-й категории.
VI — в помещениях для хранения автомобилей и в помещениях для постов мойки и уборки автомобилей;XVII — на постах затравки автомобилей топливом и постах мойки и уборки автомобилей, размещаемых на открытых площадках или под на весами;XXIV — на площадках для хранения автомобилей.Примечание. Освещенность автомобилей снизу на постах технического обслуживания и ремонта должна быть не менее 150 лк при люминесцентных лампах и 50 лк при лампах накаливании.
6.5. Комплектные трансформаторные подстанции с маслонаполненным оборудованием общей установленной мощностью не более 800 кВА допускается располагать в помещениях для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей, если в этих помещениях не предусматривается выполнение работ с применением сварки и размещение окрасочных камер.
Приложение 1
1. Количество рядов автомобилей (в направлении их движения) при расстановке автомобилей по схемам 10, 11 и 12 должно быть не более восьми.При хранении автомобилей различных категории допускается расстановка автомобилей меньших размеров в десять рядов по схемам 10, 11 и 12 и в три ряда по схемам 6 и 7.
Приложение 2. КОЛИЧЕСТВО ВРЕДНЫХ ГАЗОВ, ВЫДЕЛЯЮЩИХСЯ В ПОМЕЩЕНИЯХ ПРИ РАБОТЕ АВТОМОБИЛЕЙ С ДВИГАТЕЛЯМИ НА ЖИДКОМ ТОПЛИВЕ
1. Количество окиси углерода, окислов азота и альдегидов при маневрировании автомобилей в помещениях для хранения и для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей, а также при регулировке двигателей должно определяться по формулам:
; (1)
, (2)
2. Весовое содержание вредностей в отработавших газах должно приниматься по следующей таблице:
, (3)