СНиП II-Л.4-62 Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования, СНиП от 30 декабря 1963 года №II-Л.4-62

СНиП II-Л.4-62

Часть II, раздел Л

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ

Дата введения 1964-04-01

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Настоящие нормы распространяются на проектирование зданий общеобразовательных школ (в том числе школ с продленным днем) и школ-интернатов.Нормы не распространяются на проектирование зданий санаторно-лесных и специализированных школ и школ-интернатов (музыкальных, художественных, для слепых, глухонемых, умственно отсталых детей и др.), а также на проектирование зданий учебно-производственных цехов и мастерских средних школ с производственным обучением.Примечания: 1. При реконструкции зданий школ и школ-интернатов допускаются отдельные отступления от настоящих норм при надлежащем обосновании и согласовании с госстроями и министерствами просвещения союзных республик, а также с местными органами государственного пожарного и санитарного надзора.2. При проектировании зданий школ и школ-интернатов надлежит дополнительно пользоваться другими главами II части СНиП и нормативными документами, содержащими требования по проектированию конструкций, отдельных помещений, санитарно-технического, электротехнического и другого оборудования зданий, утвержденными (согласованными) Госстроем СССР или его органами.1.2. Здания общеобразовательных школ и школ-интернатов следует проектировать типовыми, причем здания общеобразовательных школ должны быть, как правило, универсальными для размещения в них школ различного назначения (неполных средних, средних и др.).Примечания: 1. Для каждого универсального здания типы школ, размещаемые в нем, устанавливаются в зависимости от вместимости и организационно-педагогической структуры школ.2. Примерная номенклатура и организационно-педагогическая структура школ, размещаемых в универсальных зданиях, приведены в приложении 1, номенклатура школ-интернатов — в приложении 2Здания вместимостью, не указанной в приложениях 1 и 2, следует проектировать по заданиям, составленным с учетом требований настоящей главы и согласованным с органами Госстроя СССР в установленном порядке3. Общеобразовательные школы следует проектировать с учетом возможности устройства при них веранд для дневного сна учащихся — при использовании зданий для школ с продленным днем, пристроек спальных корпусов — при организации интерната для части учащихся школы, а также пристроек к зданиям школ на 16 классов и более и к зданиям школ-интернатов на 16 классов дополнительных гимнастических залов (по расчету). 1.3. Количество ученических мест в типовых проектах зданий школ и школ-интернатов следует принимать не более:в школах — 1400,в школах-интернатах — 560.1.4. Здания школ и школ-интернатов должны быть, как правило, II класса. Здания III класса допускаются вместимостью не более 320 ученических мест.1.5. Степень огнестойкости зданий школ и школ-интернатов в зависимости от их этажности следует принимать согласно табл.1.

Степень огнестойкости зданий школ и школ-интернатов в зависимости от их этажности

2.1. Площадь земельных участков для школ и школ-интернатов следует принимать согласно табл.2.

Площадь земельных участков в га

Таблица 3

_______________** На территории Российской Федерации действуют СНиП 23-01-99. — Примечание изготовителя базы данных.2.3. На участках школ и школ-интернатов должны быть предусмотрены зоны: спортивная, учебно-опытная, отдыха и зона хозяйственного двора. На участках вечерних школ учебно-опытная зона не предусматривается.Примечание. Примерные составы и площади зон участков приведены в приложении 3.2.4. Площадь озеленения должна составлять 40-50% площади участка.Примечания: 1. В площадь зеленых насаждений следует включать площади, занимаемые учебно-опытной зоной, защитной зеленой полосой, живой изгородью, а также газонами и зелеными насаждениями в спортивной зоне и зоне отдыха.2. При примыкании участков непосредственно к лесным и садовым массивам площадь озеленения участка допускается сокращать до 30%.2.5. Проезды и основные подходы к зданиям (в пределах участка), а также хозяйственный двор должны быть с твердым покрытием.2.6. Участок должен быть огражден по всему периметру, причем для ограждения, как правило, следует применять живые изгороди.2.7. Разрывы между зданиями следует предусматривать с учетом размеров выступающих частей перспективных пристроек к зданиям школ веранд, спальных корпусов и гимнастических залов в зависимости от степени огнестойкости пристроек.

Общие требования

Структура зданий

Учебные помещения

Таблица 4

3.8. Ширину проходов и расстояний между оборудованием в учебных помещениях (рис.1) надлежит принимать в см:

Рис.1. Схемы планировок учебных помещений

Рис.1. Схемы планировок учебных помещенийа — учебное помещение со столом учителя (пример с трехрядной расстановкой парт и шкафами у поперечной стены); б — учебное помещение с демонстрационным столом (пример с четырехрядной расстановкой столов и шкафами у продольной стены); в — вид по I-I; 1 — парты двухместные; 2 — ученические столы двухместные со стульями; 3 — стол учителя со стулом; 4 — стол демонстрационный со стулом учителя; 5 — классная доска длиной 3 м; 6 — помост; 7 — блок секционных шкафов-стеллажей; 8 — место для установки проектора

Учебно-производственные помещения

Таблица 5

3.14. Учебно-производственные помещения рекомендуется располагать на первом этаже и размещать их в торцах зданий, причем из мастерской по обработке древесины необходимо предусматривать выход непосредственно наружу или через коридор, примыкающий к мастерской.

3.15. Размеры и площади учебно-спортивных помещений следует принимать согласно табл.6.

Размеры и площадь учебно-спортивных помещений

Спальные помещения

Таблица 7

3.21. Спальные комнаты следует проектировать, как правило, на 8-10 мест для учащихся I-IV классов и на 6 мест для учащихся V класса и старше.3.22. Расстояния между кроватями и стенами в спальных помещениях должны быть не менее (в см):

Столовые и буфеты

Таблица 8

3.27. Школьные столовые, как правило, следует размещать на первом этаже.Примечания: 1. Допускается размещение обеденных залов и производственных помещений столовых в цокольных этажах, заглубленных не более чем на 1,5 м от уровня тротуара или отмостки, при обеспечении этих помещений нормированным естественным освещением и при отметках пола не менее чем на 1 м выше наивысшего уровня грунтовых вод.2. Складские помещения столовых, а также бытовые помещения для персонала, при обеспечении последних вентиляцией с механическим побуждением, допускается размещать в подвальных этажах с отметкой пола не менее чем на 1 м выше наивысшего уровня грунтовых вод.3.28. Размеры проходов и расстояний между столами и стенами в обеденных залах столовых и буфетов, а также размеры столов, устанавливаемых в них (рис.2), следует принимать (в см):

СНиП II-Л.4-62 Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования

3.29. Умывальники в столовых и буфетах следует предусматривать из расчета 1 кран или 0,6 м желобкового умывальника на 20 посадочных мест в обеденном зале. Умывальники следует размещать в проходах или коридорах, ведущих в обеденный зал.3.30. Площадь производственных, складских и бытовых помещений столовых и буфетов следует принимать согласно табл.9.

Площадь производственных, складских и бытовых помещений столовых и буфетов в м

Помещения для проведения культурно-массовой работы

Таблица 10

3.33. Устройство амфитеатра в актовом зале не допускается.3.34. Высоту актовых залов (от пола до пола вышележащего этажа) следует принимать: при площади менее 150 м — 3,3 м, при площади 150 м и более — 4,2 м.Примечание. Высота актовых залов-киноаудитории должна удовлетворять требованиям демонстрации кинофильмов.3.35. Глубина эстрады должна быть не менее 3 м, пол эстрады должен быть выше пола зала на 1,1-1,2 м.Под эстрадой необходимо предусматривать хранение тележек с уложенными на них складывающимися в пачки стульями и скамьями.3.36. Киноаппаратную и радиоузел рекомендуется размещать в одной общей комнате. Киноаппаратная должна отвечать требованиям устройства кинопроекционных в кинотеатрах.3.37. Площадь библиотеки-книгохранилища, фотолаборатории и комнаты общественных организаций следует принимать согласно табл.11.

Площадь библиотеки-книгохранилища, фотолаборатории, комнаты общественных организаций

Рекреационные помещения и гостиные

Таблица 12

3.40. Рекреационные помещения следует проектировать, как правило, в виде залов. Ширина коридоров для рекреации должна быть не менее 2,8 м.Коридоры, в которые выходят двери учебных помещений, должны быть шириной не менее 1,8 м, а прочие коридоры, используемые учащимися, — не менее 1,4 м.

3.41. Площадь вестибюля, гардероба, сушилки для одежды, комнаты для чистки одежды и обуви следует принимать согласно табл.13.

Площадь вестибюля, гардероба, сушилки для одежды, комнаты для чистки одежды и обуви

Служебные помещения

Таблица 14

Хозяйственные помещения интернатов

Примечание. Кладовые для хранения сезонной одежды, белья, обуви, а также кладовые для хранения спортивного инвентаря допускается располагать в подвальных помещениях с отметкой пола не менее чем на 1 м выше наивысшего уровня грунтовых вод.

3.49. Площадь помещений медицинского пункта следует принимать согласно табл.15.

Площадь помещений медицинского пункта

Санитарные узлы

Таблица 16

3.53. Унитазы в уборных для учащихся следует размещать в открытых кабинах. Кабины должны быть отделены не доходящими на 0,2 м до пола перегородками-экранами высотой не менее 1,75 м, считая от пола. Размеры кабин в чистоте надлежит принимать 0,8х1 м. Одну из кабин уборных для девочек следует проектировать с дверью.Размеры индивидуальных уборных в чистоте должны быть не менее (в м):

3.54. Расстояние между кранами индивидуальных умывальников должно быть не менее 0,6 м, между кранами общего умывальника — 0,55 м.Высоту установки раковин умывальников над полом следует принимать 0,6 м для учащихся I-IV классов и 0,7 м для учащихся V класса и старше.Проход между умывальниками и стеной должен быть не менее 1,1 м; между двумя рядами умывальников — не менее 1,6 м.Примечание. Умывальные с количеством кранов не более четырех допускается размещать в шлюзах при уборных.3.55. Уборные и умывальные для учащихся в двухэтажных зданиях школ вместимостью до 640 учащихся допускается размещать только на первом этаже.3.56. Входы в уборные и умывальные для учащихся запрещается устраивать из лестничных клеток и размещать против входов в учебные и спальные помещения.В уборных для учащихся перед входными дверями при необходимости следует предусматривать перегородки-экраны, не доходящие до пола на 0,2 м и высотой 1,75 м, считая от пола.3.57. Душевые кабины следует проектировать размером в чистоте 0,85х0,85 м.Проход между рядами душевых кабин, а также между ванной и рядом душевых кабин должен быть не менее 1,2 м, а между рядом кабин или ванной и стеной (перегородкой) помещения — не менее 0,8 м.

3.58. Площадь помещений в хозяйственном корпусе школ-интернатов следует принимать согласно табл.17.

Площадь помещений в хозяйственном корпусе

Таблица 18

3.60. Площади помещений тепловых пунктов (элеваторных узлов, бойлерных и др.) и вентиляционных камер надлежит принимать в соответствии с проектами.

4.1. Помещения зданий школ и школ-интернатов должны иметь прямое естественное освещение.Примечания: 1. Допускается освещение вторым светом коридоров, не являющихся рекреационными, комнат для учебных пособий, умывальных в школах и учебных корпусах школ-интернатов, а также, в виде исключения, раздевальных при гимнастических залах.2. Освещение только искусственным светом допускается в складских и бытовых помещениях и коридорах столовых, хозяйственных и инвентарных кладовых, уборных для персонала, снарядных при гимнастических залах, душевых и уборных при раздевальных.4.2. Значение коэффициента естественного освещения для помещений школ и школ-интернатов следует принимать согласно указаниям главы СНиП II-А.8-62 «Естественное освещение. Нормы проектирования» в пределах рабочей зоны (ученических мест). При определении коэффициента естественного освещения учебно-производственных помещений школ и школ-интернатов эти помещения следует приравнивать к помещениям производственных зданий с точными работами (III разряд работ), а рабочие места для обучения кройки и шитью — к II разряду работ.4.3. Направленность основного светового потока в учебных помещениях должна быть с левой стороны от учащегося, а на рабочих местах в учебно-производственных помещениях в соответствии с технологическими требованиями.Соотношения между яркостями поверхностей, находящихся в поле зрения учащихся, должны быть (не более):между рассматриваемым предметом (книга, тетрадь) и дальним фоном (пол, поверхность парты, стола) — 3:1;между рассматриваемым предметом (книга, тетрадь) и ближайшим к нему фоном (классная доска, мебель) — 10:1;между светопроемом и окружающим его фоном стены — 20:1.Примечания: 1. Допускается предусматривать устройство дополнительных световых проемов справа от учащихся, с тем чтобы освещение справа не доминировало над освещением от световых проемов слева, а также устройство дополнительного верхнего света.2. Устройство световых проемов в стене, на которой расположена классная доска, не допускается.4.4. В учебных и учебно-производственных помещениях, в гимнастических залах и в производственных помещениях столовых и буфетов независимо от системы вентиляции в окнах следует предусматривать фрамуги.4.5. Солнцезащитные приспособления и устройства в световых проемах надлежит предусматривать в учебных, учебно-производственных помещениях и гимнастических залах во II, III и IV климатических районах при необходимости устранения слепящего действия от прямой или отраженной блескости при инсоляции.

5.1. Населенность этажа в зданиях школ и школ-интернатов при расчете ширины путей эвакуации следует определять исходя из вместимости учебных, учебно-производственных и спальных помещений, а также гимнастического и актового залов, находящихся на том же этаже.Примечание. Вместимость помещений следует определять согласно пп.3.7, 3.13, 3.15, 3.20, 3.32 настоящей главы.5.2. Наибольшие расстояния от дверей любого помещения (кроме уборных, умывальных, душевых и других обслуживающих помещений) до ближайшего выхода наружу или в лестничную клетку следует принимать согласно табл.19.

Наибольшие расстояния от дверей помещений до выхода наружу или в лестничную клетку

6. ТРЕБОВАНИЯ К ОТДЕЛКЕ ЗДАНИЙ И ПОМЕЩЕНИЙ

6.7. Остекление оконных проемов в гимнастических залах должно выдерживать удары мячей, в противном случае на окнах должны быть предусмотрены защитные устройства.6.8. В гимнастических залах приборы отопления с защитными сетками или решетками не должны выступать из плоскости стены или должны быть расположены выше пола на 2 м.

7.1. Здания школ и школ-интернатов должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым водопроводом, канализацией, горячим водоснабжением, центральным отоплением и вентиляцией, электрифицированы, радиофицированы и в зависимости от местных условий обеспечены газоснабжением и телефонной связью.7.2. Прокладка стояков отопления должна быть открытая.

7.3. Отопление и вентиляцию в зданиях школ и школ-интернатов надлежит проектировать, руководствуясь главой СНиП II-Г.7-62 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Нормы проектирования» и указаниями, изложенными в пп.7.4-7.8 настоящей главы.7.4. Теплоснабжение школ и школ-интернатов, как правило, следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных, квартальных или групповых котельных.При отсутствии внешнего источника теплоснабжения допускается устройство местной котельной при соответствующем технико-экономическом и санитарно-гигиеническом обосновании.Местные котельные для зданий школ должны быть расположены в отдельно стоящих зданиях, а для школ-интернатов — в хозяйственных корпусах.7.5. Трубопроводы отопления, к которым присоединены нагревательные приборы классов, учебных кабинетов и лабораторий, должны быть запроектированы так, чтобы было возможно централизованное выключение их или установка автоматических приборов, регулирующих теплоотдачу нагревательных приборов.7.6. Вентиляцию учебных помещений и учительских надлежит рассчитывать на ассимиляцию избыточных тепловыделений, влаговыделений и углекислоты с тем, чтобы температура внутреннего воздуха находилась в пределах плюс 16-22 °С, влажность — от 30 до 60% и содержание СО до 1 л/м.Для вентиляции этих помещений рекомендуется принимать следующие устройства:а) для климатических районов с расчетной отопительной температурой до минус 30 °С — децентрализованную подачу неподогретого воздуха местными агрегатами в верхнюю зону (под потолок) с естественной вытяжкой из помещений и частичным удалением воздуха через санитарные узлы;б) для климатических районов с расчетной отопительной температурой ниже минус 30 °С — приточно-вытяжную вентиляцию с подогревом воздуха.За расчетную температуру для вентиляции учебных помещений и учительской следует принимать среднюю температуру в 13 ч самого холодного месяца.Вытяжную вентиляцию с механическим побуждением следует предусматривать для санитарных узлов, для помещений с вытяжными шкафами и местными отсосами.7.7. В одно-двухэтажных корпусах, примыкающих к трех-четырехэтажным, надлежит предусматривать двойные самозакрывающиеся двери, предотвращающие поступление воздуха из помещений, размещаемых в низком корпусе, в помещения, размещаемые в высоком корпусе.7.8. Расчетную температуру воздуха и норму воздухообмена в помещениях следует принимать согласно табл.20.

Расчетная температура воздуха и норма воздухообмена в основных помещениях школ и школ-интернатов

7.9. Водопровод, горячее водоснабжение и канализацию в зданиях школ и школ-интернатов надлежит проектировать, руководствуясь главами СНиП: II-Г.1-62 «Внутренний водопровод жилых и общественных зданий. Нормы проектирования», II-Г.8-62 «Горячее водоснабжение. Нормы проектирования», II-Г.4-62 «Внутренняя канализация жилых и общественных зданий. Нормы проектирования» и указаниями, изложенными в пп.7.10-7.12 настоящей главы.7.10. Подводка холодной воды должна быть предусмотрена:к питьевым фонтанчикам в каждом рекреационном помещении;к умывальникам, устанавливаемым по одному в классных комнатах I-IV классов, лабораториях, лаборантских, мастерских и кабинетах основ производства, домоводства, черчения (рисования) и географии, а также в учительской, в кабинетах врачей, процедурной, в фотолаборатории;к раковинам, устанавливаемым на демонстрационных столах, а также на лабораторных столах лабораторий химии; в комнате технического персонала;к водоразборным кранам, устанавливаемым для хозяйственных нужд по одному в каждой умывальной для учащихся;к двухсекционной мойке, устанавливаемой в фотолаборатории;к санитарным приборам столовых, буфетов, умывальных, душевых и уборных.7.11. В зданиях школ внутренний противопожарный водопровод предусматривать не следует. В зданиях школ-интернатов высотой 4 этажа, проектируемых в одном здании, надлежит предусматривать внутренний противопожарный водопровод; при размещении школ-интернатов в нескольких знаниях внутренний противопожарный водопровод следует предусматривать только в спальных корпусах высотой 4 этажа.7.12. Подводка горячей воды должна быть предусмотрена к санитарным приборам, устанавливаемым в кабинетах домоводства, мастерских, душевых, кабинетах врачей, комнатах технического персонала, и к водоразборным кранам для хозяйственных нужд, а в школах-интернатах — также в умывальных и в кабинетах личной гигиены при спальных помещениях.

7.13. Газоснабжение зданий школ и школ-интернатов надлежит проектировать, руководствуясь главой СНиП II-Г.11-62 «Газоснабжение. Внутреннее газооборудование. Нормы проектирования».7.14. Подводку газа следует предусматривать к плитам в кухнях, в буфетах, в лабораториях химии, физики и биологии — к демонстрационным столам и к горелкам, устанавливаемым в вытяжных шкафах, в лабораториях химии — к ученическим лабораторным столам.

7.15. Электроснабжение школ и школ-интернатов следует осуществлять, как правило, двумя вводами. При воздушных линиях допускается осуществлять один ввод.При выборе кабелей по условиям резервирования при аварийном режиме должны учитываться перегрузочная способность кабелей, максимально допустимая потеря напряжения в осветительных лампах, а также возможность отключения отдельных нагрузок.7.16. Во всех помещениях школ и школ-интернатов следует применять систему общего освещения. В качестве источников света преимущественно надлежит применять люминесцентные лампы белого света (типа ЛБ).Люминесцентные светильники рекомендуется применять рассеянного света: подвесные — в помещениях высотой 3,3 м и более (от пола до потолка); потолочные (плафоны) — в помещениях высотой менее 3,3 м (от пола до потолка), а также в гимнастических залах.В учебных помещениях должны быть установлены светильники с бесшумными пускорегулирующими аппаратами.Светильники с лампами накаливания для общего освещения учебных помещений следует применять, как правило, полностью отраженного или преимущественно отраженного светораспределения.Подсвет классной доски при системе люминесцентного освещения рекомендуется предусматривать специальными светильниками прямого света, а при освещении лампами накаливания использовать дополнительный светильник в системе общего освещения.7.17. Светильники в учебных помещениях надлежит устанавливать рядами, параллельно наружным стенам с окнами. Включение светильников необходимо предусматривать раздельно (по рядам) для освещения в первую очередь части помещения, удаленной от окон.7.18. При люминесцентном освещении для снижения пульсации светового потока в учебные помещения необходимо вводить три провода: два фазных и нулевой при системе 380/220 В и три фазных при системе 220/127 В (на каждую отдельную линию светильников можно подводить по 2 провода).Примечание. Система 220/127 В допускается только при реконструкции осветительных установок и при строительстве зданий в районах с этим напряжением.7.19. Наименьшая освещенность на рабочих поверхностях и во всех помещениях, предназначенных для обучения или пребывания учащихся, должна быть не ниже указанных в табл.21.

Наименьшая освещенность от общего освещения в помещениях школ и школ-интернатов

Таблица 22

7.21. Минимальная освещенность в любой точке рабочей поверхности в основных помещениях школ и школ-интернатов должна быть не менее 2/3 средней освещенности в помещении.7.22. Аварийное освещение должно быть в вестибюлях, коридорах, рекреационных помещениях, гимнастическом, актовом и обеденном залах, на лестничных клетках, а также в мастерских.Аварийное освещение должно создавать освещенность не менее 0,3 лк на полу по линии основных проходов и на ступенях лестниц.Над входными дверями актового зала-киноаудитории должны быть установлены специальные светильники с надписью «выход».7.23. Светильники аварийного освещения должны быть присоединены к сети, не зависимой от сети рабочего освещения, начиная от щита подстанции, или при наличии только одного ввода, начиная от этого ввода.Допускается питание аварийного освещения от сети рабочего освещения с автоматическими переключениями на источники питания аварийного освещения только при аварийных режимах.7.24. Коэффициенты запаса для обеспечения нормируемого значения освещенности в течение всего времени эксплуатации необходимо принимать равными: 1,5 при люминесцентных лампах и 1,3 при лампах накаливания.7.25. Наружное освещение следует предусматривать: перед главным входом в здание, перед входами в блоки и отдельные корпуса, на хозяйственном дворе и на спортивных площадках, используемых в вечернее время.7.26. Электрическая часть осветительных установок школ и школ-интернатов (напряжение, выполнение и защита осветительных сетей, заземление и т.д.) должна удовлетворять требованиям «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ), утвержденным в установленном порядке.

7.27. Радиоточки радиотрансляционных сетей населенных мест надлежит предусматривать в учительских, кабинетах директора, заведующего учебной частью и старшего воспитателя, в канцеляриях, в комнатах общественных организаций, в гостиных, в киноаппаратных.Примечание. Здания школ и школ-интернатов допускается оборудовать самодеятельным узлом местного вещания с установкой радиоточек в актовом, гимнастическом и обеденном залах, в рекреационных помещениях, в кабинете директора, учительской, в вестибюле, в комнатах для игр воспитанников I-IV классов и гостиных.7.28. Установку телефонов необходимо предусматривать в кабинете директора с параллельным аппаратом в канцелярии, в кабинете заведующего учебной частью, в столовой и буфете.7.29. Установку электрочасов необходимо предусматривать в вестибюле, рекреационных помещениях, в актовом, обеденном и гимнастическом залах, а также в спальных корпусах (одни часы на этаж).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРИМЕРНЫЕ СОСТАВЫ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЗДАНИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В КВ. М

     Примерные составы и площади помещений универсальных зданий общеобразовательных школ в м

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ПРИМЕРНЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ЗДАНИЙ ШКОЛ И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ В КУБ. М

     Примерный строительный объем зданий школ и школ-интернатов в м

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.