Вентиляция торговых центров
Современный мир пестрит разнообразием магазинов и торговых центров. Владельцы торговых центров используют различные «хитрости» для привлечения покупателей. Вентиляция и кондиционирование торговых центров — это одна из важных технических систем, создающая благоприятные условия для нахождения в торговом центре как посетителей, так и работающего там персонала.
Цель вентиляции ТЦ
Обеспечение комфортных условий для нахождения персонала и посетителей ТЦ, что включает в себя следующие показатели:
- температурный режим
- относительная влажность воздуха
- скорость движения воздуха
- уровень шума, создаваемого работой вентиляционной системы
- Создание и поддержание определенных санитарно-гигиенических параметров воздуха в помещении
- Предотвращение застоя воздуха, обеспечение требуемого воздухообмена
- Обеспечение пожарной безопасности
Обеспечение комфортного микроклимата является важной задачей не только с экономической, но и с юридической точки зрения.
Система вентиляции торгового центра должна строго соответствовать определенным нормам и правилам, оформленным документально.
Нормативные документы
ГОСТ Р ЕН 13779-2007 Вентиляция в нежилых зданиях. Технические требования к системам вентиляции и кондиционирования
СП 60.13330.2012 СНиП
ГОСТ 12.1.005-88 Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях
СП 50.13330.2012 СНиП
СП 51.13330.2011 СНиП
ГОСТ 12.1.003-83 Шум. Общие требования безопасности

При проектировании вентиляции торговых центров необходимо учитывать:
- площадь торгового помещения;
- месторасположение (удаленность от дорог и автомагистралей; размещение в отдельном здании, встроенные/встроено-пристроенные к жилым постройкам торговые центры);
- ориентация здания, его окон и дверей относительно сторон света;
- посещаемость помещения (верхние этажи торгового центра являются менее посещаемыми);
- функциональное назначение помещения;
- точная характеристика материалов, из которых построено помещение.
Норма подачи воздуха едина и не зависит от типа торгового центра:
- 20 м3/ч — на одного покупателя;
- 60 м3/ч — на одного работника торгового помещения.
Площадь торгового помещения, приходящаяся на одного человека, в зависимости от типа помещения:
- 6 м2 на 1 человека — книжные, ювелирные, спортивные, музыкальные, мебельные магазины;
- 5 м2 на 1 человека — другие непродовольственные магазины, продовольственные магазины.
Температурный уровень в помещении определяется уровнем энергетических затрат человека (его функциональное и тепловое состояние на период 8-часового рабочего дня), а также периодом года:
Строительство большинства современных торговых центров осуществляется по системе shell&core. На этапе строительства прокладываются только основные коммуникации вентиляционной системы в торговых помещениях. Уже сами арендаторы прокладывают воздуховоды по всему помещению, делают разводку, устанавливают вентиляционные решетки и внутренние блоки кондиционеров. Эта система удобна тем, что заранее неизвестно, как будут использованы арендуемые помещения.

Система вентиляции ТЦ
Существует два типа монтажа вентиляции торгового центра:
- комбинированная система вентилирования и кондиционирования
- система вентилирования, предусматривающая охлаждение воздуха
Все торговые центры можно разделить на две группы: магазины-склады и многофункциональные торговые центры.
- Магазин-склад представляет собой одно помещение большого объема, принадлежащее или арендуемое одной компанией. Отличительные признаки такого рода торговых центров является высокий потолок и общая кассовая зона, которая является местом большого скопления людей. Характерными примерами таких ТЦ являются «МЕТРО», «АШАН», «ОБИ» и др.
- Многофункциональные торговые центры (торговые комплексы) сочетают в себе зоны (помещения), которые арендуются различными компаниями и имеют разное функциональное предназначение: магазины одежды, продуктовые магазины, рестораны, кафе, аптеки, зоны развлечения и т.д. К данной категории можно отнести ТРЦ «Европейский», ТЦ «Метрополис», ГУМ и пр.

Вентиляция в торговом центре
Специфика работы магазина-склада и торгового комплекса различна, потому и система вентиляции отличается кардинальным образом. В торговых центрах типа «магазин-склад» обычно используется приточно-вытяжная система вентилирования воздуха, совмещенная с системой кондиционирования и воздушной отопительной системой. При этом для всего помещения устанавливается мощная единая система. Раздача воздуха происходит с помощью сети воздуховодов.
Важным является то, что помещения, в которых осуществляется продажа продовольственных товаров, должны быть оснащены отдельной вентиляционной системой, так как продукты питания требуют особых условий хранения.

Вентиляция магазина-склада
Складские помещения могут вентилироваться за счет естественной вытяжной системы вентилирования. В каждом помещении должна быть установлена отдельная вытяжка. Установка принудительной системы вентилирования воздуха должна предусматривать систему противопожарной безопасности: в воздуховодах должны устанавливаться «препятствия», не дающие огню перейти из одного помещения в другое.
Популярным устройством в магазинах-складах является руфтоп — моноблочная крышная установка («roof» — крыша,»top» — наверху).

Руфтоп
Руфтоп осуществляет целый комплекс по обработке воздуха, который включает в себя нагрев/охлаждение, очистку, подмес свежего уличного воздуха.
Принципиальная схема руфтопа изображена на рисунке.

Схема руфтопа
Свежий уличный воздух, попадая в камеру 1, смешивается с циркулирующим в помещении воздухом. Данная воздушная смесь проходит очистку в фильтре 2 и поступает в теплообменник 3 (в случае необходимости охлаждения) или в нагреватель 5. Затем воздух вновь возвращается в помещение. В качестве теплоносителя может выступать газ, вода или электричество. Количество подаваемого воздуха регулируется воздушными заслонками 4.
Среди достоинств руфтопа:
- простой и быстрый монтаж,
- широкий диапазон мощностей,
- экономичная эксплуатация,
- надежная и безопасная работа,
- бесшумность работа за счет использования спиральных компрессоров.
Недостатки:
- крупные габариты и большой вес конструкции делают подъем оборудования на крышу трудоемким,
- единая система воздуховода делает невозможным поддержание разной температуры в разных помещениях.
Управлять руфтопом можно с помощью главного контроллера, который установлен в шкафу управления. Управление включает в себя выбор температуры, регулирование расхода воздуха за счет переключения положения заслонок.
Также в однообъемных помещениях часто используют приточную систему вентиляции с секцией водяного нагрева и охлаждения воздуха. Подача горячей воды (90-130°С) под давлением в секцию нагрева осуществляется из котельной, холодной воды (5-10°С) в секцию охлаждения — из чиллера (холодильная машина). В помещениях, обладающих большой площадью, целесообразно использования нескольких равномерно распределенных систем кондиционирования средней мощности.
Вы можете бесплатно получить эскизный проект и стоимость вентиляции торгового центра
Системы кондиционирования торгового центра
Многофункциональные торговые центры требуют создания индивидуальных параметров воздуха в каждом помещении. Популярной для них является многозональная система кондиционирования чиллер-фанкойл, позволяющая независимое регулирование температуры в разных помещениях одновременно.
Принцип работы системы чиллер-фанкойл. Теплоноситель поступает в чиллер, где происходит его охлаждение до необходимого уровня. Теплоносителем в данной системе выступает не фреон, а вода или другая жидкость. Затем теплоноситель с помощью насосов подается в фанкойл, где он охлаждает циркулирующий воздух. Нагнетательными вентиляторами охлажденный воздух подается обратно в помещение. В фанкойле также имеется вентилятор, который осуществляет поступление теплого воздуха и подачу охлажденного.

Схема чиллер-фанкойл
Фанкойлы бывают:
- потолочные
- напольные
- настенные
Потолочные подразделяются на:
- канальные
- кассетные
Подробнее о системе чиллер-фанкойл.
Чиллер и фанкойл могут располагаться на значительных расстояниях друг от друга. Данное расстояние зависит от мощности используемых в системе насосов. Также к одному чиллеру может быть подключен не один фанкойл. Их количество зависит от мощности чиллера. Экономичность данной системы заключается в том, что соединение между чиллером и фанкойлом осуществляется за счет водопроводных труб. Недостатком является довольно шумная работа вентилятора.
Помимо системы кондиционирования чиллер-фанкойл для таких крупных объектов, как торговые центры имеет смысл рассмотреть использование мультизональных VRV(VRF) систем кондиционирования. Кондиционирование и вентиляция торговых центров — непростая и очень важная задача.Расчет вентиляции торгового центра должен осуществляться толькоспециалистами и строго по правилам, оговоренным в нормативных документах.
Получить бесплатную консультацию инженера по вентиляции торгового центра