Шибер для вентиляции
Что это за приспособление — вентиляционный шибер? Для чего он применяется? Из чего состоит шибер и как он встраивается в вентиляционный канал?
Чем его можно заменить? Попробуем ответить на эти вопросы.

Что это такое
Перед нами простейший клапан для регулировки и перекрытия вентиляционного канала. Он представляет собой плоскую задвижку толщиной около миллиметра, выполненную, как правило, из оцинкованного стального листа.
Задвижка, в зависимости от размеров шибера, может двигаться по направляющим двух типов:
- При небольшом размере воздуховода (примерно до 250 мм) — в щелевом кармане.

- В каналах с большей пропускной способностью задвижка зафиксирована парой уголков. Такие направляющие легче очистить от загрязнений; к тому же они создают несколько меньшее сопротивление при открытии и закрытии клапана.
Заметьте: вне зависимости от типа направляющих задвижка не перекрывает воздуховод герметично и не обеспечивает полного отсутствия утечек из него в открытом положении. Как следствие, шибер нельзя использоваться в качестве клапана для пожарной или аварийной вентиляции.
Классификация
Какими бывают шиберные задвижки для вентиляционных систем? По каким признакам они могут классифицироваться?
Форма воздуховода
Типичный промышленный воздуховод имеет круглую форму. Причина банальна: круглое сечение имеет максимальную площадь при минимальной длине окружности. Как следствие, при фиксированной толщине стенки цена погонного метра канала с определенной пропускной способностью оказывается минимальной.
Чуть реже используются прямоугольные короба.
Для чего они нужны?
- В этом случае куда проще монтаж калориферов, обеспечивающих подогрев приточного воздуха. Они в основной массе имеют квадратную или прямоугольную форму: производство водяных нагревательных приборов под круглое сечение просто-напросто нетехнологично.
- Прямоугольный воздуховод проще спрятать за подвесным потолком или фальшстеной. При том же сечении, что и круглый, он способен занимать меньше полезного пространства.
Как нетрудно догадаться, шиберные задвижки производятся под воздуховоды обоих типов. В первом случае они монтируются на раструбах с их последующим уплотнением; во втором — используются фланцевые соединения.

Угол к оси воздуховода
Типичная шиберная задвижка перекрывает воздуховод, рассекая его под углом 90 градусов к продольной оси. Даже при сравнительно невысоких скоростях потока воздуха частично закрытый клапан, порождая завихрения, становится источником сильного шума. Именно поэтому он не используется для регулировки проходимости канала.
В системах пневмотранспорта, однако, нередко возникает потребность именно в частичном ограничении проходимости воздуховода. В этом случае используется косой шибер, рассекающий поток под углом 45 градусов.
Его форма позволяет убить сразу двух зайцев:
- Уровень шума существенно снижается благодаря меньшему количеству завихрений на препятствии.

- Становится возможной более точная регулировка пропускной способности канала: смещение задвижки на фиксированную величину означает меньшее в процентном отношении изменение живого сечения.
Монтаж
Как своими руками установить шиберный вентиляционный клапан? Точнее, чем уплотнить соединения? Инструкция вполне предсказуемо найдется в СНиП 3.05.01-85 «Внутренние санитарно-технические системы».
Бесфланцевое соединение

Кроме того: практикуется герметизация раструбных соединений силиконовыми герметиками. СНиП не запрещает их применение: после перечня рекомендованных материалов в нем оговаривается возможность использования способов герметизации, не вошедших в этот перечень.
Фланцевое соединение
Для фланцевых соединений СНиП отдельно оговаривает некоторые особенности сборки.
- Подвес или опора, крепящие воздуховод, не должны приходиться на фланец.
- Все болты должны располагаться с одной стороны от фланца.
