Вентиляция стоянки
Должна проектироваться в соответствии с СНиП 2.04.0591 *2003 r., СНиП 2.01.0285*, ВСН 0189, MГCH 5.01.01 2001 и ОНТП-0191 без ограничения срока действия.
Надземные автостоянки могут проектироваться до 9 этажей, подземные не более 5 подземных этажей.
При размещении автостоянок под жилыми зданиями жилые помещения должны быть разделены нежилым этажом от места хранения автомобилей.
Над местом въезда автомобилей устраивается козырек по ширине проезда и выл том не менее 1 м.
Воздухообмен в гаражах-стоянках личного (индивидуального) транспорта определяется расчетом при усредненном количестве въездов и выездов в течение 1 ч соответственно равном 2 и 8 % от общего количества машиномест. ПДК оксида углерода (СО) принимать 20 мг/м3 . Воздухообмен не должен быть ниже 150 м3/ч на машиноместо (п. 2.1 МГСН 5.0101 2001 r. «Стояки легковых автомобилей»), а кратность воздухообмена в помещении стоянки не ниже 2 ч-1 (п. 4.58 СНиП 2.04.0591 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» М.: Госстрой России, 2003. 64 с.).
Воздухообмен в гаражах-стоянках при офисах и общего назначения определяется расчетом по максимальным значениям количества въездов и выездов.
Режимы содержания автомобилей в стоянках
Продолжительность пикового возвращения (выпуска) автомобилей в течение суток, ч
Концентрацию окиси углерода (СО) следует принимать из условия пребывания людей в гараже не более 1 ч (п.2.2 МГСН 5.0101 2001 r. «Стояки легковых автомобилей»). В этом случае ПДК = 50 мг/м3.
Содержание окиси углерода в наружном воздухе обычно принимается: Мсо = 5 мг/м3.
Для расчета вредных выделений следует знать деление автомобилей по классу.
Удаление воздуха из автостоянок выполняется отдельными вытяжными системами по каждому этажу, равномерно из верхней и нижней зоны. Нижняя решетка располагается на 200 мм выше бортоотбойника.
Особые требования предъявляются к вытяжным вентиляционным шахтам:
Для автостоянок до 100 машиномест, шахты располагаются не ближе 15 м от много квартирных жилых домов, детских дошкольных, лечебных учреждений, спальных корпусов домов-интернатов.
Высота вытяжной шахты не менее 2 м над уровнем земли.
Для автостоянок более 100 машиномест помимо предыдущих условий, высота шахты определяется расчетом рассеивания вредных выбросов в атмосферу и уровнем шума на территории.
В случае прокладки вентиляционной шахты через помещения этажей воздуховоды, из которых изготовлена шахта должны, быть плотными (марка П), а вытяжной вентилятор желательно установить на крыше, что обеспечит разряжение в шахте.
Приточные системы вентиляции должны предусматривать подачу воздуха компактными струями вдоль проездов в рабочую зону; подача притока рекомендуется в размере 80 % от объема вытяжной вентиляции.
Температура рабочей зоны автостоянки обычно, если нет специальных требований заказчика, принимается tВ = 50С.
Отопление стоянок либо водяное, с установкой отопительных приборов в торцах проездов, либо воздушное, совмещенное с вентиляцией. Воздушное отопление предусматривает перегрев наружного воздуха при работе в дневное время и переход на полную ре циркуляцию в ночное время.
При числе машиномест более 25 следует предусмотреть установку резервного приточного и вытяжного вентиляторов.
Количество вредных веществ, выделяющихся в воздух помещения стоянки, определяется по формуле:
Мi — масса выброса i-гo загрязняющего вещества, г/c;
qi — удельный выброс загрязняющего вещества, г/км;
L — условный пробег одного автомобиля за цикл въезда или выезда по стоянке, км;
АЭ - эксплуатационное количество автомобилей на стоянке, шт;
Кс — коэффициент, учитывающий скорость автомобиля;
tВ - принимать 1 час.
Удельные выбросы вредных веществ автомобилем на период с 2000г., q, г/км
Условный пробег легкового автомобиля за цикл (въезд или выезд)
Коэффициент влияния режима скорости и способа хранения на количество вредностей
Расчет воздухообмена ведется по формуле:
L = Mi / (УПДК — УН) , м3/ч
Mi- рассчитываемая вредность, мг/ч;
Упдк, Ун — ПДК вредности и ее количество в наружном воздухе, мг/м3 .
Пример.
Расчет мощности вытяжной и приточной систем для вентиляции подземного одноэтажного гаража для индивидуального транспорта под жилым домом на 25 машиномест.
Исходные данные:
Площадь автостоянки: F = 650 м2
Высота помещения: Н = 2,5 м
Автомобили легкого класса: 10 шт
Автомобили среднего класса: 15 шт
Место строительства: r. Москва
ХП tН = −260С, tВ = 50С
ПДК СО = 20 мг/м3; ПДК СН = 300 мг/м3; ПДК NOx = 5 мг/м3 (ГОСТ 12.1. 005.88 Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. М.: Издательство стандартов, 1998. 76 с.)
Тепловые потери: Qтп = 3800 Вт при tВ = 50С
Расчет по вредным выделениям:
По СО:
МСО = 10-3 [(17,2*0, 7* 10*1,4)*0,08+(20,8*0,7*15*1,4)*0,08+
+(17,2*0,25*10*1,4)*0,02+(20,8*0,25*15*1,4)*0,02]/1/3,6 = 0,0115 г/с
LСО = (0,0115*3600*1000) / (20-5) = 2760 м3/ч
По СН:
МСН = 10-3 [ (1,4 *0,7* 10*1,2)*0,08+(1,3*0,7*15*1,2)*0,08+
+(1,4 *0,25*10*1,2)*0,02+(1,3*0,25*15*1 ,2)*0,02]/1/3,6 = 0,00068 г/с
LСО =(0,00068 * 3600 * 1000) / 300 = 8,2 м3/ч
По NOX:
MNOx = 10-3 [(0,55*0,7*10*1)*0,08+(0,63*0,7*15*1)*0,08+
+(0,55*0,25*10*1)*0,02+(0,63*0,25*15*1)*0,02]/1/3,6 = 0,000253 г/с
LСО = (0,000253*3600*1000) / 5 = 182 м3/ч
Так как все вредности разнонаправленного действия, то воздухообмен принимается по большей из них, Т.е. по СО.
В соответствии с п. 2.1 МГСН 5.0101 2001 r. «Стояки легковых автомобилей», на каждое машиноместо должно приходиться не менее 150 м3/ч
L = 25*150 = 3750, м3/ч
Проверяем воздухообмен на кратность:
К = L /(F*H) = 3750 / (650*2,5) = 2,3 >2
Принимаем:
Вытяжная система LВ = 3750 м3/ч
Две ветви по продольным стенам гаража и опусками (L = 150 м3/ч, D = 125 мм, V= 3,4 м/с) по одному на 2 автомашины.
Приточная система: LП = 0,8*LВ = 0,8*3750 = 3000 м3/ч
Тепловая мощность калорифера: QК = Qтп = 3800 Вт
Температура подогрева воздуха при полной рециркуляции:
tП = tВ + ((Q*3,6)/(p*L*C)) = 5 + ((3800*3,6)/(1,2*3000*1,005)) = 8,80С
р = 1,24 кг/м3 — плотность воздуха;
С = 1,005 кДж/кг 0С —удельная теплоемкость.