Система вентиляции и отопления вагонов
1. Вентиляционная система вагона
Вентиляция воздуха предназначена для удаления воздуха из помещений вагона и замены его чистым наружным, а также создания нормальных санитарно-гигиенических условий пребывания пассажиров и обслуживающего персонала. Существует два вида вентиляции: естественная и принудительная. В пассажирских вагонах применяется как естественная, так и принудительная (механическая) вентиляция. По принципу работы вентиляцию разделяют на приточную, вытяжную и приточно-вытяжную.
Система вентиляции и кондиционирования вагонов должна отвечать следующим требованиям:
-
Система вентиляции должна быть рассчитана на непрерывную работу для обеспечения подачи наружного воздуха летом не менее и зимой не менее на каждое место в вагоне.
-
Скорость движения воздуха в местах нахождения пассажиров не должна превышать в зимний период , а при работе кондиционера в летний период -. В вагонах без кондиционирования воздуха в летний период допускается скорость движения воздуха .
-
Подаваемый в вагон воздух должен быть очищен с помощью фильтров. Запыленность подаваемого воздуха после его очистки не должна превышать .
-
Система кондиционирования воздуха должна обеспечивать равномерное охлаждение вагона. Температура подаваемого в вагон воздуха при его охлаждении не должна быть ниже .
-
Объем рециркуляционного воздуха должен составлять не более , при этом обязательно наличие обеззараживателей воздуха.
-
Относительная влажность воздуха в вагонах первого класса должна составлять , в вагонах второго и третьего класса —
С учетом данных требований система вентиляции и кондиционирования используется в вагоне для поддержания определенного микроклимата как в теплое время года, так и в холодные периоды.
Система вентиляции вагона включает: заборные жалюзи, инерционные и сетчатый фильтры, вентилятор, диффузор, воздухонагреватель, конфузор, воздуховод, вентиляционные решетки и дефлекторы, противопожарную заслонку.
-
Принципиальная схема вентиляционной системы
Принципиальная схема вентиляционной системы представлена на рисунке 1

Рис. 1.1 Принципиальна схема вентиляционной системы
1 — жалюзийные решетки для забора наружного воздуха;
2 — воздушные заслонки;
3 — воздушный фильтр;
4 — вентилятор;
5 — приводной электродвигатель;
6 — диффузор;
7 — воздухоохладитель;
8 — воздухонагреватель;
9 — конфузор;
10 — противопожарная заслонка с плавкой вставкой, ручным приводом,
Сигнальным отростком;
11 — нагнетательный воздуховод;
12 — воздухораспределитель;
13 — дефлектор;
14 — вытяжные решетки в дверях туалетов;
15 — вытяжные решетки в дверях перегородки между пассажирскими
Помещениями и малыми коридорами;
16 — вытяжная решетка купе отдыха поездной бригады;
17 — вытяжная решетка служебного отделения;
18 — вентиляционные жалюзи электрораспределительного щита;
19 — электрораспределительный щит;
20 — вентиляционный дефлектор электрораспределительного щита.
1.2 Определение необходимой производительности вентиляционного агрегата, расчет и выбор основных элементов
Определяем необходимое количество наружного воздуха из соотношения:
,
где Vp — количество рециркуляционного воздуха, Vp=2900 м3/час
Определяем общее количество воздуха:
(1.3)
Определяем свободную площадь жалюзийных решеток по формуле:
(1.4)
где — допустимая скорость через одну решетку, м/с;
.
Определяем площадь заборного окна:
(1.6)
где — коэффициент живого сечения жалюзийной решетки;
,
Определяем размеры жалюзийной решетки (рис 2).

Рис. 1.2 Жалюзийная решетка
Принимаем , сторону определяем с учетом площади жалюзийных решеток :
(1.7)
Определяем количество ячеек в фильтре по формуле:
(1.8)
где — количество воздуха, проходящего через одну ячейку;
.
Принимаем на вагоне 4 ячейки — по две с каждой стороны. Нагнетательный воздуховод выполняют в виде секций из тонкого стального листа по форме крыши.
Определим площадь поперечного сечения воздуховода по формуле:
(1.9)
где — допустимая скорость воздуха на входе в воздуховод, м/с;
Определяем размеры воздуховода (рис 3).

Рис. 1.3 Воздуховод
Принимаем , тогда размер определим по формуле:
(1.10)
Определим размеры дефлектора (рис. 1.4)
Рассчитаем диаметр патрубка на входе в устройство по формуле:
(1.11)
где — скорость воздуха в патрубке, м/с;

Рис. 1.4 Дефлектор